UAZ Patriot: путешествие на озеро Иссык-Куль и обратно

Окружающий мир таит в себе массу прекрасного. При этом не обязательно ехать за многие тысячи километров: всего лишь четыре часа на самолете отделяют Россию от таких среднеазиатских государств, как Киргизия и Казахстан. Многие не заставшие советские времена россияне не только не знают про них практически ничего, но и постоянно путают эти государства между собой.

Не так давно у группы наших соотечественников появилась прекрасная возможность поближе познакомиться с природой и достопримечательностями этих интереснейших народов: компания Sollers выступила инициатором любопытного проекта, суть которого состояла в четырехдневном путешествии на автомобиле в сердце Средней Азии. Заранее было известно, что придется преодолеть более четырех тысяч километров пути, основная часть которого пришлась на чрезвычайно опасные горы и достичь красивейшего места горной системы Тянь-Шань – озера Иссык-Куль.

Узнав о таком любопытном проекте, многие не только позавидовали путешественникам, но и выразили весьма серьезные опасения, так как преодолеть этот сложнейший маршрут предстояло на автомобиле UAZ Patriot, который большинству окружающих серьезного доверия не внушал. Однако, как показали дальнейшие события, опасения эти были совершенно напрасны.

День первый

Весь четырехчасовой перелет от Москвы до Алматы путешественники провели за воспоминаниями школьного курса географии о том месте, куда им предстояло добраться. Несмотря на то, что сведения эти были достаточно обрывочны и не конкретны, их все объединяло предвкушение чего-то глобального и неизведанного, чего-то прекрасного и таинственного.

Приземлившись в бывшей столице Казахстана, все были приятно удивлены не только отличным сервисом, предложенным компанией-организатором, но и тем, что город представлял собой не забытый в степи аул, а вполне современный европейский мегаполис.

Что касается предложенных средств передвижения, то они превзошли все ожидания: каждому участнику экспедиции был предложен новехонький UAZ Patriot в максимально возможной на данный момент комплектации. Такое отношение организаторов было обусловлено, с одной стороны, климатическими условиями – ехать по казахской степи в машине без кондиционера физически невозможно. А с другой, — желанием доказать, что отечественный автопром способен поставлять на рынок надежные и комфортные изделия. Особо обращала на себя внимание антиблокировочная система тормозов, которая впоследствии в горах полностью оправдала себя и современная автомагнитола, без которой путешествие не было бы таким веселым.

Из Алматы путь путешественников пролегал в сторону каньона Чарын, который представляет собой расположенную на глубине около трехсот метров долину, отгороженную от внешнего мира естественными стенами из красной глины. По данным ученых, образовалось это все великолепие более 25 миллионов лет назад, однако уже на подъезде к каньону заметно, что люди приложили к нему свою руку. Впрочем, неизбалованному взгляду москвичей доставляло удовольствие созерцать серебристые тополи и кустарники по склонам глубокого ущелья, окаймленного грядой изрезанных временем скал. UAZ Patriot вел себя при этом так, будто прогулка по такой пересеченной местности – такая обыденность, на которую не стоит обращать никакого внимания.

А вот следующий участок пути от ущелья до казахско-киргизской границы дается «железным мустангам» значительно тяжелее. Начинается все с едва заметных шумов в двигателе, а заканчивается позорной остановкой прямо посредине дороги. Не найдя какой-либо серьезной неисправности, путешественники, как ни в чем ни бывало, продолжили свой путь, однако восторги по поводу отечественного автомобилестроения на время несколько поутихли. Все понимали, что основные трудности, связанные с подъемом в горы и обратным спуском с них, еще впереди.

Практически не меняющийся пейзаж заставляет обращать более пристальное внимание на дорогу и на близлежайшие к ней объекты. Само полотно не вызывает практически ни у кого из туристов никаких нареканий, а вот постоянно выбегающие на него дикие и домашние животные представляют собой весьма реальную опасность и основную причину того, что сама поездка несколько затягивается.

Практически все участники экспедиции отмечают для себя то, что погода в этом регионе носит крайне неустойчивый характер: чистое небо буквально за несколько минут сменяется мощными тучами, сопровождаемыми сильнейшим ливнем с градом, которые, в свою очередь уже через четверть часа сменяются зноем с радугой.

Понаблюдав за этими природными играми, путешественники достигают следующего пункта своей экспедиции – пограничного пункта «Кеген», пересечь который возможно лишь в течение ограниченного времени. Сам пункт представляет собой несколько стареньких будок и шлагбаум, усиленно охраняемых отделением пограничников. Те настолько «обрадовались» проезжающим, что заставили их заполнить массу непонятных бумажек, переходя от одной будки к другой. Как бы то ни было, спустя пару часов это искусственное препятствие было преодолено, и экспедиция въехала на территорию гостеприимной Киргизии.

Практически сразу все путешественники обратили внимание на резкую смену рельефа местности: если Казахстан представлял собой бесконечную степь, то Киргизия дохнула на путников горной свежестью. Сверившись со справочниками и дорожными картами, туристы убедились, что значительная часть территории этой страны – около семидесяти процентов – это весьма высокие горы. Один из участников экспедиции отметил, что европейские Альпы с их Монбланом легко затерялись бы здесь, где сразу 26 пиков превышают этого европейского гиганта.

Вообще стоит отметить, что не только Альпы, но и любая другая европейская горная гряда, включая Карпаты и Урал, заметно уступают киргизским вершин, лидером среди которых выступает знаменитый пик победы. Его высота – 7439 метров – совсем немного уступает Эвересту, а по трудности восхождения он даже превосходит высшую точку мира. При этом огромное количество высокогорных пиков приходится на относительно небольшую территорию, общая площадь которой чуть-чуть не достигает 200 тысяч квадратных километров.

С другой стороны, Киргизия легко «приютит» у себя такие государства, как Португалия, Бельгия или Нидерланды. А вот по качеству своих дорог она заметно уступает не только этим европейским странам, но даже соседнему Казахстану. Впрочем, для UAZ Patriot такие условия оказались вполне по плечу. На шоссе, которое напоминало разбитую стиральную доску, он не только легко удерживал весьма приличную скорость, но и заставлял своих пассажиров забывать о нелегких превратностях пути.

Уже в сумерках путешественники достигли конечного пункта первого дня экспедиции – живописнейшего ущелья Каркара. Многие расстроились, что добрались до него затемно, так как ожидали увидеть подтверждение слов пограничников, что это место – одна из жемчужин Средней Азии. Пришлось всем укладываться спать, надеясь, что уже утром перед взором предстанут могучие тянь-шанские ели, охраняющие абсолютно зеленую долину, которую пересекает стремительная речка с абсолютно чистой водой.

Впрочем, уснуть туристам долго не удавалось: каждого из них переполняли эмоции по поводу увиденного, а окружающая тишина заставляла вновь и вновь предвкушать то, что еще только предстояло увидеть.

День второй

Проснувшись на следующее утро и насладившись прекрасным видом, путешественники обнаружили неприятный сюрприз: в UAZ Patriot по совершенно непонятным причинам заклинила дверь багажника, что, впрочем, никак не сказалось на прекрасном настроении туристов.

Дальнейший путь лежит по ущелью Каркара. Оно представляет собой своеобразный мост между Казахстаном и Киргизией, естественной границей между которыми служит та самая бурная речка. Любопытно, что всем, кто путешествует по этому маршруту, приходится не единожды перебираться с одного берега на другой, пересекая тем самым государственную границу. Однако никаких дополнительных постов, кроме того, который встретился нашим путникам накануне, здесь нет. Видимо правительства обоих государств понимают, что и одного таможенного барьера здесь вполне достаточно.

UAZ Patriot во время этого сложного участка путешествия проявляет свои, как сильные, так и слабые стороны. Энергоемкая подвеска позволяет легко преодолевать даже весьма внушительные ухабы на дороге, а вот руль иногда совершенно не слушается своего хозяина, грозя время от времени полностью выйти из-под контроля.

Участники экспедиции никуда не спешат. Открывающиеся перед ними виды заставляют то тут, то там останавливаться, чтобы сделать памятные фото. От горного воздуха иногда начинает кружиться голова, однако это состояние не пугает, а заставляет вновь и вновь вдыхать этот чистейший кислород. Что касается местных жителей, то в начале пути они не попадаются, хотя у всех путников сложилось впечатление, что эта территория вполне обитаема.

Подтверждение этому не заставило себя долго ждать. Выехав на обширную равнину туристы будто окунулись в атмосферу детских сказок и историй про Хаджи Мурата: прямо у подножья гор недалеко от своей юрты восседал старый аксакал, всем своим видом доказывающий всю бренность земной жизни. Естественно, никто из проезжающих не захотел упустить случая и сфотографироваться на фоне этого почтенного старца. Тот принял это как должное, продолжая уныло созерцать окружавшее его великолепие.

Дорога путешественников неуклонно ведет их вверх. Чем дальше они продвигаются, тем больше вокруг них камней и тем меньше растительности. Поражавший сначала снег постепенно превращаются в обыденность.

Повстречавшиеся туристам рабочие выразили сомнение, что тем удастся проехать дальше на автомобилях, однако русские путешественники продолжают верить в мастерство конструкторов Ульяновского автомобильного завода, хотя те и успели уже доставить им несколько неприятных минут.

Первым серьезным препятствием на пути UAZ Patriot становится селевой участок, на котором дорога представляет собой сплошное грязевое месиво. На удивление отечественные авто проходят его весьма уверенно, будто это хороший немецкий автобан. Водителям даже не понадобилось переходить на полный привод.

А вот дальше начинает сказываться высота и перегрузки, связанные с резким изменением атмосферного давления. На трех с половиной тысячах метрах путешественники ощутили, что двигатель работает практически на пределе. К счастью здесь был объявлен привал, благо, что вид, открывшийся путникам был просто изумителен. Куда ни кинь взор, всюду путешественников окружали заснеженные горы, долина, по которой они ехали еще несколько часов назад, скрылась в едва уловимой дымке, а грозовые тучи резко контрастировали на фоне общей пестроты расцветок.

После небольшой остановки на среднегорном плато участники экспедиции вынуждены спуститься на пару сотен метров, чтобы достичь реки Сары-Джаз. К их большому удивлению прямо посредине трассы им встретился пограничный пост. Эта картина попахивала сюрреализмом: между двумя склонами, посредине мощной горной гряды стоит небольшая будка со шлагбаумом, объехать которую не представляло никакой проблемы.

Киргизские пограничники ограничились формальной проверкой документов и подробно объяснили, каким образом следует добираться до обозначенной в маршруте речки. Было заметно, что иностранные туристы ездят здесь нечасто, поэтому они и восприняли встречу с нашими героями, как небольшое приключение. Впрочем, им уже пора было трогаться дальше.

Река Сара-Джаз представляет собой достаточно внушительную водную артерию, основными источниками которой служат снег и ледники горной гряды Канн-Тоо. В местной топонимике до сих пор сохранились имена двух известных русских исследователей – Семенова и Мушкетова. Их именами названы два огромных ледника на западном склоне ущелья. Именно от них и берет свое начало Сара-Джаз, которая на своем пути пересекается многочисленными притоками, теряясь впоследствии в Туранской низменности, находящейся на территории Китая.

Спустившись к реке Сара-джаз, путешественники попадают на единственную, на многие сотни километров пограничную заставу. Здесь их радушно встречают киргизские военнослужащие, которые, скорее для проформы проверив документы, внимательно выслушивают рассказ путников о том, что они уже увидели на своем пути и то, что им еще только предстоит увидеть. Очень быстро опрос превращается в дружескую беседу, где рассказы о реальных событиях перемежевываются со сказаниями и легендами. Все-таки Иссык-Куль для местных жителей – это не просто символ страны, это ее душа и сердце.

Расставшись с гостеприимными пограничниками, путешественники вновь втягиваются в горы. Если на прежней гряде растительность еще кое-где попадалась, то здесь, куда ни кинь взгляд – всюду скалы, одетые в серо-коричневые тона. Дорога постепенно превращается в достаточно опасный серпантин, на котором при желании вполне можно провести один из этапов гоночного ралли. UAZ Patriot прекрасно чувствовал себя на этом тридцатикилометровом переходе, ловко обходя пасущихся по обочинам животных и доставляя водителям лишь минимальный дискомфорт своей несклонностью к резкому торможению. Такому уверенному прохождению трассы способствовала и сама дорога, которая представляла здесь весьма удобную гравийную насыпь. Путники даже успевали наслаждаться местными видами, предвкушая скорый приезд в очередную долину.

Достигнув плато, путешественники с удивлением понимают, что за два дня экспедиции у них притупилось чувство прекрасного. Живописные пейзажи, которыми раньше любовались, не отрываясь, теперь стали восприниматься, как само собой разумеющееся. Пофотографировавшись в очередной зеленой долине, туристы двинулись в направлении города Каракол, который должен был стать местом ночлега и неким перевалочным пунктом перед завтрашнем днем. Никому не хотелось признаваться вслух, однако внутри себя каждый из наших героев в душе был рад, что после целого дня подъемов и спусков его ожидает нормальный ужин, чашечка ароматного кофе и мягкая кровать.

Между тем сам Каракол представляет собой весьма любопытный населенный пункт. Основанный еще в середине XIX столетия он представлял собой одновременно мощную военную крепость и торговый центр, через который шли караваны из России и Европы в Китай. Высота плато, в котором он располагается – «всего» 1800 метров, что создает весьма благоприятные условия для скотоводства и зон активного отдыха. Переводится этот один из центров Киргизии, как «черная рука».

Впрочем, история и описание этого города оказались намного более увлекательными, чем реальность. Добравшись до него, туристы обнаружили изрядно загаженный поселок, где не было ни одной жилой постройки выше одного этажа. «Красивейший населенный пункт Киргизии», как было записано в справочниках обернулся весьма посредственным перевалочным пунктом.

Остановиться участники экспедиции должны были не в самом Караколе, а в расположенной несколько выше над ним горнолыжной базе. Однако здесь случилось непредвиденное: шедший идеально UAZ Patriot за несколько сотен метров до намеченной цели внезапно заглох и несмотря на многочисленные попытки вернуть его к жизни, напрочь отказался продолжать путь. Это было тем более неожиданно, что до этого он без всяких приключений преодолел достаточно серьезный подъем, продемонстрировав свой недюжинный потенциал.

Пришлось воспользоваться услугами другого автомобиля, который на буксире дотащил незадачливый внедорожник до пункта назначения.

Как оказалось, поломка была «пустяшной» — вышел из строя предохранитель бензонасоса. Перенеся небольшой ремонт, UAZ Patriot оказался готов к продолжению этой непростой экспедиции.

День третий

Этот день должен был стать ключевым во всей экспедиции: к его окончанию путешественники должны были достигнуть главной точки своего маршрута – знаменитого озера Иссык-Куль. Утро встречало их относительно прохладной (всего 23 по Цельсию) погодой и массой самых радужных надежд. Отъезд к озеру немного задержался, и, чтобы заполнить паузу, было принято совместное решение подняться на небольшое плато. Здесь с высоты более трех тысяч метров перед путниками открылся прекрасный вид, где посредине горных вершин тихо дремал безбрежный Иссык-Куль.

При подъеме на это плато стало очевидно, что автомобилям становится все труднее справляться с маршрутом. Вроде бы подобные маршруты совершались в предыдущие дни не один раз, однако заметно ослабленные организмы «железных коней» все чаще начинали давать сбой. В этот раз заметно «просела» «раздатка».

Добравшись до смотровой площадки, многие кинулись сразу же фотографировать потрясающую панораму, где каждое, даже самое высокое дерево или строение казалось лишь небольшой точкой. Однако вскоре внимание туристов привлек парящий под небесами орел, который невольно напоминал о бренности всего существующего на этой планете.

Сбросив с себя невольные приступы ностальгии, участники экспедиции двинулись к следующему естественному объекту их маршрута – ущелью Джеты-Огуз. На этом небольшом переходе протяженностью всего лишь тридцать километров их ждала еще одна непредвиденная неприятность. На сей раз, она касалась не технических качеств UAZ Patriot, а состояния того, что местные аксакалы гордо именуют «высокооктановый бензин». Заправившись на ближайшей АЗС, путники не успели проехать и десятка километров, как утробы их машин заглохли. Вызванные технические службы подтвердили опасения насчет топлива, но предложили не менять его, а ограничиться несколькими сильными ударами по правому боку автомобиля. Такой метод оказался весьма действенным, правда, как показала дальнейшая практика, его эффекта хватало лишь на несколько десятков километров.

Дальнейший путь наших героев к Иссык-Кулю пролегал мимо небольшой скалы, носящей поэтическое название «Разбитое сердце». Имя свое она получила благодаря весьма замысловатой форме, приобретенной в результате какого-то катаклизма. Впрочем, туристов заинтересовала не столько сама скала, сколько расположенная недалеко от нее пасека. Познакомившись с ее хозяином и прослушав пространную лекцию о чудесных качествах местного меда, ни один из путешественников не удержался, чтобы не купить на память хотя бы небольшую баночку этого прекрасного лакомства. Отъезжая от «Разбитого сердца» караван попал на весьма сложную трассу, испещренную острыми камнями. Без потерь преодолеть ее не удалось – у двух УАЗов пробило шины.

Поездка по Киргизии изобиловала резкими переходами. Вроде бы только что группа едва справлялась со сложнейшей трассой, и вдруг – идеальная дорога с жестким покрытием. Все дело в том, что следующий объект, оказавшийся на пути наших путников – это знаменитое ущелье Барскаун. Знаменито оно уже не одно тысячелетие, так как раньше здесь был один из опорных центров Великого шелкового пути. Путь уже давно затерялся во тьме веков, однако ущелье и сегодня пользуется особым вниманием правительства Киргизии: ведь именно через него идет основная трасса из Бишкека к комбинату «Кумтор», где производится добыча золота. Кстати, в развитии этого региона заинтересованы не только сами киргизы, но и русские, и даже канадцы, которые выступают соинвесторами этого проекта.

После Барскауна дорога ведет только вверх. Мимо окон автомобилей проносятся таблички, указывающие высоту над уровнем моря: 3200, 3700 и, наконец, 4020 метров. Выехав на небольшое плато, плотно уставленное автомобилями, усталые участники экспедиции начинают постепенно осознавать, что главная их цель достигнута. Насладиться триумфом мешает лишь начавшийся дождик и достаточно сильный ветер.

Через какое-то время к отчаянной радости и гордости за то, что такое сложнейшее путешествие подошло к своему логичному исходу начинает примешиваться разочарование. Озеро Иссык-Куль, поражавшее с утра своими живописными берегами, вблизи произвело несколько гнетущее впечатление. Всему виной оказались возвышавшиеся кругом скалы, которые не давали возможности насладиться панорамой места. Подняться еще на несколько сотен метров никто из путников так и не рискнул, и все сошлись во мнении, что сам процесс оказался не менее важным и запоминающимся, чем достигнутая цель.

После этого группа вынуждена была разделиться. Все дело в том, что один UAZ Patriot в результате нелепой ошибки водителя капитально застрял в одной из местных грязевых ванн. Севший на днище автомобиль пытались вытолкнуть всеми возможными способами, однако человек в очередной раз оказался бессилен перед окружающей природой.

Единственным выходом из создавшейся ситуации стало обращение за помощью на комбинат «Кумтор». Местное руководство пошло на встречу, однако ввиду того, что все имевшиеся в наличии «КамАЗы» продолжали работать и глубокой ночью, оно вынуждено было сказать, что необходимые тягачи смогут придти только под утро. Так как бросать машину было нельзя, часть экспедиции расположилась на ночлег прямо на живописном берегу озера Иссык-куль.

Оставшаяся часть отважных путешественников предпочло действовать по заранее намеченному плану: спустившись по склону около семидесяти километров, она останавливается в заранее обнаруженном лагере, где с удовольствием приняла душ, насладилась отличным ужином и предалась ненасытному Морфею.

День четвертый

Практически всю последнюю ночь путешественники провели за разговорами о том удивительном водоеме, на берегу которого им посчастливилось побывать. Справочная информация о том, что длина озера Иссык-Куль превышает 170 километров, а ширина застыла на отметке 60 никак не может отобразить того впечатления, которое этот водоем производит на всех приезжающих. Кристальная чистота воды, необычный рельеф дна, потрясающий ландшафт – все это заставляет туристов отбросить в сторону все сиюминутные заботы и присоединиться к чему-то настоящему и вечному.

Озеро Иссык-Куль постоянно принимает в себя воды более чем 80 рек, бегущих со склонов окружающих его гор. Оно занимает лидирующие позиции не только по запасам пресной воды, но и по общей площади поверхности. Настоящая жемчужина средней Азии, ее сердце и душа.

Спустившись с озера, экспедиция избрала для обратного пути более длинный, но более простой в плане рельефа маршрут – через ущелье Боом в сторону Чуйской долины. Ничего примечательного за время этого последнего перехода не произошло, но и полученных до этого впечатлений было достаточно, чтобы признать путешествие полностью удавшимся. Спустя шестьсот долгих, но не обременительных километров туристы вернулись туда, где их экспедиция начиналась – в Алматы.

Что касается UAZ Patriot, то автомобили зарекомендовали себя в этой поездке с самой лучшей стороны. Выдержав четырехдневный путь почти в полторы тысячи километров, несмотря на некоторые поломки, он заставил говорить о себе исключительно в превосходных тонах. Путешествие, благодаря ему, получилось увлекательным и вполне посильным даже для начинающих туристов.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять