Дорога жизни блокадного Ленинграда

Ленинградская область

В Петербурге и Ленинградской области есть много памятников, посвященных Великой Отечественной войне, неразрывно связанных с блокадой Ленинграда. Особое значение занимает Дорога Жизни.

С 12 сентября 1941 по март 1943 года Дорога Жизни была аортой, главным сосудом, поддерживающим жизнь Ленинграда. Она давала возможность эвакуировать ленинградцев из осажденного города и доставлять еду и топливо тем, кто в нем остался. Свое название дорога получила в военные годы. В настоящее время это историческая мемориальная трасса, признанная объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первые памятники вдоль Дороги Жизни появились в 1960-х годах. Они стали составляющей «Зелёного пояса славы Ленинграда». Постепенно их количество увеличивалось.

Сухопутная часть Дороги Жизни — автомобильная региональная трасса 41К-064, бывшая А-128. Ее протяженность составляет около 44 км. Это автодорожный выход из Санкт — Петербурга во Всеволожский район и город Всеволожск. Она начинается с Рябовского шоссе, а заканчивается у Осиновецкого маяка. Километры Дороги Жизни отсчитывают 46 памятных столбов вдоль шоссе. По ним легко ориентироваться.

По какой дороге проходила Дорога жизни

Современная трасса не повторяет дорогу военных дней в точности. Предполагают, что по мере приближения к Ладожскому озеру, основная дорога начинала ответвляться на многочисленные лесные дорожки.

Ниже на карте схематично отображены указанные участки Дороги жизни.

Шоссе Дорога Жизни начинается на пересечении Рябовского шоссе и КАД. Выехать на Дорогу жизни можно с Рябовского шоссе.

По Дороге Жизни на машине. Маршрут самостоятельной экскурсии

В этой статье внимание будет уделено участку Дороги Жизни от границ сегодняшнего Санкт-Петербурга до Осиновецкого маяка.

Для экскурсии по Дороге Жизни лучше всего воспользоваться собственным автомобилем.

После Всеволожска дорога переходит в двухполосное шоссе
После Всеволожска дорога переходит в двухполосное шоссе

Памятный знак «Регулировщица»

Памятник Регулировщице

Первый километр. Памятный знак «Регулировщица» был установлен в 1986 году рядом с железнодорожным переездом Рябовский у первого столба, отмечающего нулевой километр Дороги жизни. При строительстве КАД в 2005 году знак снесли, но позже восстановили на первом километре. На памятном знаке изображена девушка в военной форме с флажком в руке. В военное время водителей ориентировали регулировщики с флажками. В основном это были молодые женщины. Они стойко несли свою службу в любую погоду и не покидали посты даже во время бомбежек.

Памятный знак «Регулировщица»

В памятный комплекс первого километра входит также советская зенитная пушка 52-К калибра 85 мм, разработанная в конструкторском бюро завода имени М.И.Калинина в 1939 году. Мощная и надежная артиллерийская система была взята на вооружение Красной Армии в том же году. Всего за годы войны с помощью 52-к было сбито 4047 вражеских самолетов.

Зенитная пушка

Это интересно: куда можно поехать на машине на выходных из Санкт-Петербурга

Мемориальный комплекс «Цветок жизни»

Третий километр. Расположенный на нем мемориальный комплекс увековечивает память детей, живших в блокадном Ленинграде. Им выпали тяжелейшие испытания. Они умирали от голода, гибли во время бомбежек. Памятник посвящен и тем ленинградским детям и подросткам, которые работали во время войны на заводах, тушили зажигательные снаряды, совершали маленькие подвиги во имя победы.

Мемориальный комплекс "Цветок жизни"
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»

Открытие 15-метрового памятника «Цветок жизни» состоялось в 1968 году. Каменная ромашка имеет 5 лепестков. Плиты внизу цветка похожи на листья. На четырех — надпись из детской песни «Пусть всегда будет солнце», а на пятом — улыбающийся мальчик-пионер. На плите рядом с памятником надпись — посвящение детям блокадного города: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда. 1941 – 1944».

Дорога жизни блокадного Ленинграда

Аллея дружбы
Аллея дружбы

От «Цветка жизни» начинается Аллея дружбы, которая ведет к месту скорби — кургану с 8 стелами — трагичными страничками дневника Тани Савичевой с датами смерти всех ее родных. Дневник Тани вошел в историю города и Великой Отечественной войны. Девочку вывезли из блокадного Ленинграда, но она умерла в 1944 году от недугов, развившихся от перенесенного голода.

страницы дневника Тани Савичевой
страницы дневника Тани Савичевой

Комплекс окружает березовая роща. 900 деревьев символизируют 900 дней блокады. В 70-е годы прошлого века возникла традиция повязывать на стволы берез красные галстуки в память о детях блокадного Ленинграда. Она сохранилась и в наши дни.

900 деревьев символизируют 900 дней блокады
900 деревьев символизируют 900 дней блокады

В роще установлена памятная плита Александру Даниловичу Левенкову, автору «Цветка жизни» и других мемориалов на Дороге Жизни.

Мемориал «Балтийские крылья»

Балтийские крылья

Памятник «Балтийские крылья» расположен недалеко от столба, отмечающего шестой километр Дороги. В 1941-1943 годах на этом месте был размещен аэродром морских летчиков, служивших на Балтийском флоте. Их самолеты оберегали Дорогу и город. Героический подвиг летчиков олицетворяет памятник в виде самолета, врезавшегося в землю. Поблизости от шестого километрового столба расположен музей — усадьба Приютино, в котором когда-то жило семейство Олениных, а в годы войны размещалось общежитие военных летчиков.

Как провести выходные: поехать на машине в Сортавала и Мраморный каньон в Рускеала

Мемориал «Румболовская гора»

Около города Всеволожска, в месте пересечения десятого километра Дороги с Колтушским шоссе, размещен мемориал «Румболовская гора».

Румболовская гора

Он прославляет стойкость и мужество защитников города. Четыре величественных листа дуба символизируют силу, четыре лавровых — славу. Между ними лежит маленький желудь — олицетворение надежды на возрождение жизни. Строки стихов Ольги Берггольц выгравированы на стеле рядом с памятником.

Дорога жизни блокадного Ленинграда

Памятник полуторке

Памятник полуторке

На десятом километре в 2012 году был установлен бронзовый памятник «машине — солдату» — легендарной «полуторке» и военным автомобилистам Дороги Жизни. Почетное звание солдата грузовик «ГАЗ-АА» получил за свою фронтовую блокадную службу — на эти машины легла основная нагрузка по перевозкам людей и грузов по суше и по льду Ладоги. Интересно, что первые автомобили ГАЗ — АА были собраны на Горьковском автозаводе в 1932 году по американским чертежам компании «Ford».

Рядом с памятником полуторке находится Мемориальное воинское захоронение бойцов павших во время Великой Отечественной войны и парк Воинской славы.

Мемориальное воинское захоронение бойцов

Мемориальное воинское захоронение бойцов
Мемориальное воинское захоронение бойцов

Мемориальное воинское захоронение бойцов

парк Воинской славы во Всеволожске
парк Воинской славы
парк Воинской славы
Двухмоторный дальний бомбардировщик ИЛ-4
парк Воинской славы
Бомбардировщик стоит на сборно-разборной аэродромной плите, применявшей на временных аэродромах в периоды весенней и осенней распутиц.

На машине в Кронштадт

Исторический участок Дороги жизни

Исторический участок Дороги жизни

Мемориал на двенадцатом километре необычен — это исторический сохраненный булыжный участок Дороги военных лет. Он похож на мост времени, переброшенный в наше время, и дает возможность явственно представить, как происходила перевозка: подпрыгивающая от тряски машина с драгоценным грузом хлеба под взрывами бомб и бесконечными артобстрелами…На трех высоких стелах — указателях вдоль дороги высечен лозунг военных водителей: «Чем больше рейсов — тем быстрее победа над врагом».

Исторический участок Дороги жизни

Исторический участок Дороги жизни

Это интересно: рейтинг достопримечательностей пригородов Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Мемориал «Катюша»

На семнадцатом километре размещен величественный памятник «Катюша». Он посвящен зенитной части, прикрывавшей Дорогу жизни и аэродром. 14-метровые стальные балки символизируют стволы зениток реактивной установки. На каменной стеле выбиты слова: «Мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим Героям бессмертная Слава».

Мемориал Катюша

Братское кладбище

Памятное место между тридцатым и тридцать первым километрами — Братское кладбище рядом с деревней Ириновка. В нем захоронено около 500 человек, военных и штатских. На кирпичной стене, расположенной у шоссе, размещены таблички с именами захороненных здесь людей. Тела погибших на Дороге жизни людей хоронили в выкопанные здесь ямы. Иногда их обертывали в холст, когда его не было — просто в одежде. Но всегда старались найти у покойных документы, чтобы братская могила не была безымянной.

Братское кладбище
Братское кладбище

На мемориальной плите рядом со стеной выгравированы стихотворные строки Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись».

Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»

На сороковом километре шоссе находится мемориальный комплекс «Разорванное кольцо». Семиметровая конструкция на берегу Ладожского озера видна издалека. Две Дугообразные арки обозначают кольцо блокады, которым враг рассчитывал задушить Ленинград. Между ними разрыв — символическое обозначение Дороги Жизни, которая не дала осуществиться фашистским планам. Посредине на земле в бетон впечатаны следы автомобильных колес.

Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»

Авторы идеи памятника «Разорванное кольцо» — архитектор В.Г. Филиппов и скульптор К.М. Симун.

Константин Михайлович Симун умер 4 сентября 2019 года. По этой ссылке можно ознакомиться с интервью с выдающимся скульптором

По обе стороны от памятника находится зенитка и мемориальная стела со стихотворными строками Бронислава Кежуна: «Потомок, знай! В суровые года, верны народу, долгу и Отчизне, через торосы ладожского льда, отсюда мы вели Дорогу Жизни, чтоб жизнь не умирала никогда!»

Зенитное орудие
Зенитное орудие

Вечный огонь у «Разорванного кольца» был зажжен 9 мая 2015 года. Его привезли с Пискаревского мемориального кладбища.

Вечный огонь
Вечный огонь

Как доехать до экотропы «Сестрорецкое болото»

Музей «Дорога жизни»

Музей находится в поселке Ладожское Озеро, на сорок пятом километре. На прилегающей к нему территории размещены техника и орудия, участвовавшие в перевозке и защите Дороги Жизни: автомобили, катера, корабельные пушки, самолет и многие другие экспонаты.

Музей «Дорога жизни»
Музей «Дорога жизни»
Музей «Дорога жизни»
Музей «Дорога жизни»

Адрес музея: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, п.ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58

Рядом с музеем расположен Осиновецкий маяк высотой 70 метров. Он был построен в начале 20 века, действует до сих пор. Его свет виден на 40 км. Маяк входит в десятку самых высоких маяков мира — занимает девятую строчку.

Осиновецкий маяк
Осиновецкий маяк

Памятники на станции Ладожское Озеро

На станции Ладожское Озеро, на сорок шестом километре Дороги, есть еще несколько знаковых достопримечательностей:

  • Памятник — взрыв, выполненный из обломков затонувших во время войны кораблей. Он напоминает о подвигах моряков Балтийского флота, спасавших Ленинград.
  • Памятник паровозу Эш-4375 «Комсомолец», перевозившему топливо, продовольствие и боеприпасы по Дороге Жизни. Он был поставлен на вечную стоянку в 1970 году.
  • Здание вокзала было построено в 1974 году. Оно имеет форму противотанкового надолба. На втором и третьем этажах здания размещен филиал музея Октябрьской железной дороги, посвященного железнодорожникам, работавшим в 1941-1943 на Дороге.
Памятник выполненный из обломков затонувших кораблей
Памятник выполненный из обломков затонувших кораблей
Памятник паровозу Эш-4375 «Комсомолец»
Памятник паровозу Эш-4375 «Комсомолец»
Здание вокзала "Ладожское озеро"
Здание вокзала «Ладожское озеро»

Как доехать до экотропы «Дудергофские высоты»

По какому озеру проходила Дорога жизни

Станция — конечная точка сухопутного исторического маршрута. Здесь сходятся автотранспортное шоссе с железнодорожной ветвью и начинается водная часть Дороги Жизни.

Маршруты Дороги Жизни через Ладожское озеро
Маршруты Дороги Жизни через Ладожское озеро

Ладога была единственным возможным путем эвакуации ленинградцев и доставки грузов с Большой земли, поскольку его юго-западное и юго-восточное побережья удерживали наши войска. Летом во время навигации на водном отрезке пути использовали баржи Северо-западного речного пароходства, зимой в ледостав их сменяли автомашины.

От Осиновецкого маяка Дорога Жизни продолжалась по Ладожскому озеру
От Осиновецкого маяка Дорога жизни продолжалась по Ладожскому озеру

Ладогу издавна считали непригодной для судоходства из-за высоких волн, которые достигают двух метров, и частых штормов. Еще при Петре I был вырыт Староладожский канал в обход опасного озера, а еще через сто лет — Новоладожский канал из-за обмеления Староладожского. На берегах самого озера к началу войны не было пристаней и пирсов. Осенью 1941 года были срочно сооружены пирсы, построены склады и вырыты землянки, проведены дноуглубительные работы на 2,5 метра.

Но наступившая зима и установившийся ледостав потребовали других решений. На зимней трассе через озеро начали происходить непонятные аварии: под лед проваливались легкие автомобили, а тяжелые благополучно передвигались даже по тонкому льду. К изучению проблемы были привлечены ученые Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. Они провели расчеты по износу льда и условиям пролома. Для фиксации колебаний льда ученые создали специальный прибор «прогибограф» для изучения колебаний льда.

50 пробиографов разместили на ледяной трассе и зафиксировали их показания. Оказалось, что проблема была связана с прочностью льда и резонансом скорости легкой машины со скоростью движения волны, которая составляла 35 км. Тяжелые машины ездили с меньшей скоростью, поэтому резонанс не возникал. Было принято решение уменьшить скорость движения легких машин, чтобы исключить подобные ситуации в будущем. В военных условиях на льду Ладоги было проведено сложное научное исследование, которое помогло сохранить жизни людей и технику, а позже развилось в обособленную обширную область знаний.
Длина дороги через Ладогу составляла примерно 30 км. Трассу прокладывали на мелководье, где лед был надежней. Ее часто меняли — по одному следу проезжало не больше 60 автомобилей. На каждом километре стоял регулировщик. Их фонари помогали водителям не сбиться с трассы. За трещинами следили ледовые наблюдатели. Поломанные машины ремонтировали прямо на льду, а людей пересаживали в машины, которые находились недалеко. На Дороге работали тысячи людей, направлявшие колонны самыми безопасными маршрутами. Ежечасно и ежедневно они рисковали своей жизнью.

Для защиты Дороги на льду расположили стрелковую и артиллерийскую линии. Орудия передвигали с места на место, что дезориентировало противника.

Ледяная Дорога Жизни подвергалась постоянному артобстрелу и бомбежкам немецкой авиации. Усложняли транспортировку суровая погода и крутой нрав Ладоги. В этих чудовищно тяжелых условиях водители старались совершать две поездки — они работали круглосуточно, ведь от них зависела жизнь сотен тысяч людей. При движении машин двери у многих из них были открыты, чтобы водитель успел выпрыгнуть, когда машина начнет тонуть.

Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни, составило больше 1 млн. 615 тыс. тонн. За это же время было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек.

Доподлинно неизвестно, сколько людей погибло на Дороге Жизни. Грузовики доставали со дна Ладоги еще несколько десятилетий после окончания войны.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Наталья

    Огромное спасибо, за такую подробную и очень познавательную статью про Дорогу жизни. Узнала много для себя нового, теперь все это хочется увидеть воочию и своими глазами. Появился веский повод съездить в Питер еще раз)))))))))

    Ответить

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять